Налогообложение самозанятых. От трех до шести: какой налог Минфин предлагает для самозанятых


Налог для самозанятых граждан обсуждается в госдуме с конца 2017 года. Долгое время чиновники не могли определиться с размером и самой системой налогообложения.

Сначала предлагали ввести с авансовым платежом за разрешение на работу, потом была идея утвердить налоговые ставки в размере от 3 до 6%.

В конечном итоге, к концу 2018 года ФНС и решила, что протестирует этот новый налоговый режим в четырех регионах страны: Татарстане, Москве, Московской и Калужской областях.

Условия перехода на новую систему налогообложения

К самозанятым лицам относят людей, которые трудятся за вознаграждение не имея работодателя и оказывают услуги населению только своими силами, без участия наемных работников.

Государство четко разграничило самозанятых и фрилансеров, которым не обойтись без регистрации ИП. В 2018 году к самозанятым были отнесены только 3 категории трудящихся:

  • сиделки и няни;
  • репетиторы;
  • экономки и уборщицы.

Для остальных специализаций подразумевалось обязательное оформление ИП для осуществления профессиональной деятельности, либо уплата НДФЛ по ставке 13%.

Теперь же новый налог на профессиональный труд не содержит ограничений по специальностям. Перейти на эту систему налогообложения в России могут как , если не используют труд наемного персонала. Зарабатывать можно реализацией товаров, работ и услуг, за исключением следующих видов доходов:

  • от продажи недвижимого имущества и транспорта;
  • по гражданско-правовым договорам, если заказчик является бывшим нанимателем исполнителя и срок окончания трудовых отношений не превышает 2 лет;
  • в натуральной форме.

Также существуют ограничения, когда человек не может применять налог на профессиональный труд:

  • Если доход превышает 2,4 млн. рублей в отчетном году.
  • Недопустимо совмещение двух налоговых режимов: человек не может быть одновременно и самозанятым и ИП.

Человек, осуществляющий деятельность в интересах другого лица на основе договора поручения или комиссии тоже не имеет права на применение этой системы.

Когда введут налог для самозанятых граждан

Новый налог для самозанятых с 1 января 2019 года для определенных регионов. Тестирование системы налогообложения продлится до 2028 года, после чего она будет работать по всей стране.

Налоговая ставка будет исчисляться по каждой транзакции отдельно и, соответственно, платить налоги самозанятому гражданину тоже надо будет по-разному. Это будет зависеть от того, кто является конечным потребителем услуги:

  • для доходов от сделок с физ. лицами ставка ― 4%;
  • для доходов от сделок с юридическими лицами ― 6%.

Налоговые ставки уже содержат все в себе отчисления на социальное страхование. Самозанятому предпринимателю нужно будет уплачивать взносы только на медицинское страхование и в Пенсионный фонд. Причем размеры пенсионных отчислений для самозанятых не зафиксированы, как для остальных категорий налогоплательщиков. Они смогут самостоятельно формировать свою пенсию и в пределах каких захотят.

Ранее чиновники предлагали ставки в 3% для расчетов с частными лицами и 6% для расчетов с организациями, но взносы в Соцстрах в них не были учтены.

Льготы и вычеты по новому налогу

Граждане, применяющие налогообложение на профессиональный труд, могут воспользоваться вычетом для расчета налоговой базы:

  • для заработка по сделкам с частными лицами размер вычета составляет 1%;
  • для заработка по сделкам с юридическими лицами размер вычета ― 2%.

Максимальная сумма вычета равна 10 000 руб. Если человек снялся с учета как налогоплательщик, но через какое-то время снова встал на учет, то остаток неиспользованного вычета можно будет использовать. У вычета нет ограничения по срокам.

Как проще всего будет платить налоги

Новый налоговый режим предусматривает довольно сложный механизм для самозанятого населения, когда надо учитывать каждую операцию отдельно. Ведь у них предназначены разные налоговые ставки в зависимости от того, кому поставлялась услуга.

Под руководством МИНФИН РФ разработано специальное мобильное приложение, которое само распределяет доходы и исчисляет налог. На самозанятых граждан будет лежать ответственность за правильное введение исходных данных в программу.

На основании ИНН контрагента приложение будет выбивать чек с соответствующей налоговой ставкой, а данные по операции будут сразу же уходить в налоговую. Благодаря этому приложению учет услуг будет прозрачным и понятным. А бухгалтерский учет и отчетность, как таковые, для самозанятого не обязательны.

Что будет, если самозанятый не заплатит в казну

2018 год стал для самозанятых переходным периодом, во время которого не взымались никакие поборы в пользу государства. По замыслу реформы население должно было только зарегистрироваться в ИФНС, чтобы выявить свой статус. Однако, добровольная легализация не дала ожидаемых от нее результатов.

В Госдуме обсуждаются радикальные меры воздействия на население.

Предполагается ввести штрафы в размере всего заработка для самозанятых лиц, которые не зарегистрировались и не платят налоги.

Но подобное налогообложение противоречит нормам Конституции РФ. Ущемляются права самозанятых по сравнению с другими категориями налогоплательщиков, для которых предусмотрены штрафы за скрытые доходы и неуплату налога в гораздо меньших размерах:

  • для первого раза и неумышленного деяния ― 20% от дохода;
  • для второго и предумышленного деяния ― 40% от дохода.


Пока нет достоверной информации каким образом будет работать эта система. Ведь у государства нет механизма выявления, тех кто не зарегистрировался. Таким образом, доходы уклонистов отслеживать полностью тоже пока не получится.

Минфин РФ намерен ввести налоги для самозанятых граждан пока только в четырёх регионах России. К самозанятым гражданам относят ту, часть трудового населения, которые работают исключительно на себя без оформления статуса ИП.

Информация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки по направлениям:

Сколько в России самозанятых граждан?

К июню 2018 года по справке Федеральной налоговой службы в России было зарегистрировано официально 1529 человек. Другими словами, данная категория не спешит быть признанными, уведомив государство о своём существовании.

По предварительным оценкам Общественной палаты и других экспертно-аналитических агентств к самозанятым гражданам относится почти 22 млн. граждан России. Минэкономразвития России ведет свою статистику, и по предварительным данным самозанятыми можно назвать 2,3 млн граждан.

По исследованиям Сбербанка в стране почти 16 млн. человек, которых можно причислить к неформально занятым. По справке вице-премьера Ольги Голодец в 2015 году доходы 36% трудоспособного населения не учтены официально. На тот момент в этот процент входило 27 млн. человек.

Самозанятые составляют определённую часть теневой экономики. В целом в Российской Федерации, по данным Международного валютного фонда (МВФ), доля теневой экономики в России составляет 33% (внутреннего валового продукта) ВВП. По данным Росстата, эти цифры преувеличены, и в реальности они составляют 16% ВВП.

Государство заинтересовано в том, чтобы вывести серую экономику на рельсы налогообложения. Это позволит пополнить бюджет страны на 1,5 трлн. рублей. Напомним, что общий размер поступлений в бюджет в среднем равняется 16 трлн. рублей.

Кто такие самозанятые граждане, и кто относится к самозанятым?

Гражданский кодекс предусматривает в статье 23 пункте 1, что граждане имеют право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица при условии регистрации в налоговых органах.

Налоговый кодекс РФ в статье 83 в пункте 7.3. дает определение самозанятого гражданина. Так данное лицо должно:

  • не иметь статуса ИП (индивидуального предпринимателя),
  • оказывать услуги другому физическому лицу для личных, домашних и подробных нужд.
  • быть зарегистрированным в налоговой службе,

Эти лица не должны нанимать работников, а могут работать только сами на себя.

Им необходимо уведомлять налоговые органы по месту жительства или по месту пребывания о начале или прекращении своей деятельности.

Еще в апреле 2018 года рассматривались поправки в Федеральный закон от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Налоговый кодекс (НК РФ). Например, намечаются дополнения в 217 статью в пункт 70 Налогового кодекса. Сюда конкретно приписывается понятие «самозанятый гражданин». На данный момент согласно этой норме к самозанятым отнесены:

  • Сиделки,
  • Няни.

То есть, это те, кто оказывает услуги по присмотру и уходу за детьми, престарелыми и лицам, нуждающимися в посторонней помощи.

  • Репетиторы.
  • Гувернанты, домработницы, помощники по хозяйству. То есть те, кто оказывает услуги по уборке помещений и ведению домашнего хозяйства.

Этот список не полный. В каждом отдельном субъекте Российской федерации будет разработан свой перечень видов услуг, оказываемые самозанятыми.

Например, для Москвы сюда войдут:

  • спортивные инструкторы,
  • няни для домашних животных,
  • операторы видеосъёмок свадеб и других торжеств,
  • копирайтеры-фрилансеры,
  • фрилансеры - графические дизайнеры,
  • частные юристы,
  • детективы.

Перечень видов услуг будет расширяться, так как на фоне упрощённой регистрации и отчётности самозанятых граждан, численность ИП и занятых по трудовым договорам, по мнению экспертов, будет сокращаться.

Сколько и как будут платить налоги самозанятые граждане с 2019 года?

В четырех регионах России с 2019 года зарегистрированные самозанятые будут выплачивать налог и взносы в ФСС. Регионы, выбранные в качестве пилотных:

  • Москва,
  • Московская область,
  • Татарстан,
  • Калужская область.

Размер налога на профессиональный доход по предварительным данным будет равняться от 3% до 6%:

  • 3% - если услуга оказывается физическому лицу,
  • 6% - услуга оказывается юридическому лицу.

С 1 января 2019 года в России появится новый налог по “выводу их тени” самозанятых граждан. Он вводится в рамках нового специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – НПД). Кто будет обязан платить новый налог? Какой размер нового налога? Выгодно ли индивидуальным предпринимателям на УСН или ЕНВД переходить уплату НПД? Какие именно поступления на банковские счета попадают под уплату нового налога? Как налоговики собираются контролировать доходы физических лиц? Что будет, если игнорировать его уплату? Мы изучили пакет законопроектов о новом налоге и предлагаем небольшой обзор.

Старт эксперимента по “выходу из тени” с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года в России стартует эксперимент, в рамках которого в налоговую систему внедряется новая система налогообложения «Налог на профессиональный доход». Это делается для легализации доходов самозанятых граждан, которые, по сути, занимаются «теневым бизнесом» и не платят никаких налогов (в частности, скрывают доходы от сдачи квартир в аренду).

Кто может перейти на уплату нового налога

Принять участие в эксперименте по «выходу из тени» и уплате НПД могут:

  • обычные физические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Важное условие – для присоединения эксперименту местом ведения деятельности должна быть экспериментальная территория (то есть, Москва, Московская и Калужская области или Республика Татарстан). Однако в комментируемом законе не раскрывается понятие «место ведения деятельности». Как можно понять, где именно оказываются услуги, если человек по паспорту зарегистрирован, допустим, в Екатеринбурге, но периодически находится в Москве и оказывает в столице какие-либо услуги?

Как быть тем, кто оказывает свои услуги или продает товары через Интернет? (например, фрилансеры или владельцы магазинов в Instagramm). Законом предусмотрено, что для участия в эксперименте они должны физически находится в экспериментальных регионах. То есть, по сути, они должны сидеть у компьютера, например, в Москве, Московской или Калужской области, Республике Татарстан (абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона). Но как это могут проверить налоговики? Пока по таким вопросам ясности пока нет.

Переход на новый режим для ИП – добровольный. Главное условие для ИП – отсутствие наёмных работников по трудовым договорам. При этом важно понимать, что при переходе на этот спецрежим бизнесмены не теряют статуса “индивидуальный предприниматель” и не обязаны сниматься с учета в качестве ИП. Они сохраняют этот статус, но просто переходят на применение нового специального режима налогообложения.

Кто не вправе применять новый налоговый режим

Проектом закона предусмотрен ряд исключений. В частности, не смогут перейти на новый налоговый режим:

  • лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке;
  • лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых.
  • лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, за исключением лиц, оказывающих услуги по доставке товаров и приему (передаче) платежей за указанные товары (работы, услуги) в интересах других лиц.
  • ИП, применяющие другие налоговые режимы. Т.е. нельзя будет совмещать НПД с УСН, ЕНВД и даже ОСНО ;
  • налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в календарном году 2,4 миллиона рублей.

Таким образом, если физическое лицо (ИП), к примеру, закупает товары в Китае, а потом перепродает их в России, то перейти на уплату «налога на профессиональный доход» они не вправе. В при такой схеме имеет факт “перепродажи товаров”. А это обстоятельство запрещает применять НПД

Все действия – через приложение «Мой налог»

Регистрацию физических лиц и ИП в качестве плательщиков НПД планируется проводить за один день без визита ИФНС через мобильное приложение “Мой налог”. Для этого потребуется загрузить в приложение:

  • заявление;
  • копию паспорта;
  • фотографию.

Читайте также Как отслеживать затраты на производство в управленческом учете

Еще проще будет тем, у кого есть доступ к личному кабинету налогоплательщика . В таком случае потребуется только заявление.

Вот еще некоторые аспекты работы приложения “Мой налог”:

  • в приложение нужно будет вносить данные о поступлениях денег от покупателей или заказчиков.
  • из приложения можно будет узнать о суммах налога и сформировать чеки о продажах;
  • с помощью приложение можно будет сняться с учета в качестве плательщика НПД.

Устанавливать приложение можно будет на компьютер, ноутбук, планшет, смартфон. Однако пока скачать приложение «Мой налог» в App Store или Google Play невозможно (оно еще не готово).

Покупателям потребуется выдавать чеки

При расчетах покупателю с использованием мобильного приложения “Мой налог” будет выдаваться фискальный чек, данные которого автоматически будут передаваться в налоговый орган.

Чек можно будет передавать покупателю «на бумаге» или в электронном виде (например, отправить на почту или предложить сканировать OR-код»).

Обратите внимание: в качестве обязательного элемента чека предусмотрен ИНН. Это означает, что у каждого покупателя работ или услуг потребуется спрашивать ИНН. Если номера нет, то чек выписать не получится. По ИНН налоговики смогут, в частности, понять – является ли физическое лицо (покупатель) индивидуальным предпринимателем. И правильно определить ставку налога.

Чек должен быть сформирован и передан покупателю в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При безналичном расчете чек должен быть сформирован и передан покупателю не позднее 9 числа месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлены расчеты.

Заметим, что невыдача чеков покупателям - юрлицам и ИП, лишит их права уменьшать налог (например, УСН) на покупку товаров, работ или услуг у плательщиков НПД.

Также на рассмотрении в Государственной Думе находится еще один закон , который вводит с 2019 года ответственность за нарушения в формировании и передаче данных через мобильное приложение «Мой налог». Предлагается добавить в часть первую НК статью 129.13, которая устанавливает за это ответственность.

Расчет нового налога

Рассчитывать сумму НПД станут сами налоговики на основании данных, которые внесены в мобильное приложение «Мой налог» При этом предусмотрен налоговый вычет, который будет зависеть от ставки налога. Если доход платится по ставке 4%, то вычет составит 1% от дохода. Если же применяется ставка 6%, то вычет больше – 2% от дохода. Однако в обоих случаях вычет не может быть более 10 тыс.рублей в месяц.

Расходы налоговую базу по НПД уменьшать не будут.

Новый налоговый режим не предусматривает уплату страховых взносов во внебюджетные фонды. Потребуется платить только налог: 4 или 6 процентов с доходов. Однако плательщикам налога дано право уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке с ограничением максимального размера таких взносов. Пока такой “максимальный” размер неизвестен.

Срок уплаты НПД

Срок уплаты нового налога для самозанятых – не позднее 25 числа каждого месяца. То есть, допустим, налог за январь 2019 года потребуется заплатить не позднее 25 февраля 2019 года.

Как налоговики будут контролировать доходы

Никакой отчетности в рамках нового спецрежима сдавать не потребуется. Так, в частности, не предусмотрена отчетность по полученным доходам в рамках применения НПД. Но возникает разумный вопрос: как тогда налоговики будут контролировать размеры полученных доходов? По всей видимости, налоговики будут полагаться только на информацию о доходах, которую человек сам ввел в приложение “Мой налог”.

Однако не стоит забывать, что у налоговиков имеются и другие способы контроля за движением денежных средств по счетам. Так, к примеру, все чаще ходят слухи о том, что налоговики уже сейчас отслеживают операции по всем банковским картам.

Готовимся, друзья.

Путин подписал закон о налогообложении самозанятых в четырех регионах (Москва, МО, Калуга, Татарстан).

Когда?

«Эксперимент на самозанятых» планируется запустить с января 2019 и до 31 декабря 2028 года. Платить налог нужно будет только с доходов, которые придут начиная с 2019 года. Получается, что в 2018 применять этот налоговый режим нигде нельзя.

В чем суть?

Глава Роструда Максим Топилин привел статистику, согласно которой в России насчитывается почти 15 миллионов самозанятых граждан, которые не зарегистрированы как ИП, но ведут предпринимательскую деятельность. То есть доход получают, а налоги не платят. Конечно такой большой процент не обложенного налогами населения не может не волновать налоговое ведомство.

Если человек регистрируется как самозанятый, то при сотрудничестве с физическими лицами налог будет составлять 4%, а если вы оказываете услуги или продаете товар юрлицам или ИП — то 6%. Отчислять налог нужно будет ежемесячно. Процедура регистрации и отчисления налогов сведена к минимуму: достаточно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог», где сам налогоплательщик формирует чек на свои доходы.

А самозанятый ли я?

Кто считается самозанятым:
  • Физлица без статуса ИП и без наемных работников, которые оказывают услуги или продают что-то, произведенное собственноручно (шьют кукол, чинят машины, пекут торты, пишут тексты и пр.). Не занимаются продажей и перепродажей готовой продукции. У государства давно есть мечта вывести из тени людей, которые сдают недвижимость в аренду — возможно, для них будет привлекательным новый режим, на котором нужно платить всего 4%.
  • Общая сумма дохода не должна превышать 2,4 млн рублей в год. Причем ежемесячный доход не важен, что особенно интересно для фрилансеров сезонных профессий, самое главное — годовой доход. Если его сумма превышает 2,4 миллиона, то следует зарегистрироваться в другом статусе, например, ИП.
Пока чёткого перечня профессий нет, и субъекты РФ сами определяют, кто в их регионе самозанятые.

Кто и как будет контролировать доход?

Михаил Мишустин в интервью «Ведомостям» рассказал причины, по которым всю деятельность вокруг нового налога упростили до минимума:

«Мы проводили опрос, почему люди не хотят применять любой из специальных режимов или платить 13%, почему они скрывают доходы. Угадайте, что было на первом месте? Нежелание регистрироваться ни в налоговой инспекции, ни где-то еще, куда-то приходить. Второе — нежелание заполнять декларации, иметь дело с налоговой отчетностью. Третье — страховые взносы, которые в конце года нужно платить во всех льготных режимах. Четвертое — высокая ставка налога, в частности 13%, хотя она одна из самых низких в мире».

Итак, налоговых деклараций на этом режиме нет, кассы нет. Все налоги считаются автоматически.

Таким образом, на свой доход самозанятый оформляет чек, и каждый месяц система автоматически считает сумму налога, которую нужно уплатить. Если ваш Ромео прислал вам пару тысяч с пометкой «порадуй себя новым платьишком» или подруга перед вашей поездкой во Францию перевела вам денег, чтобы вы привезли ей духи из Duty Free — вы просто не формируете чек и налог не считается.

Похоже, государство сделало ставку на самосознание россиян!

Налоговые перспективы для юрлиц

Новый налоговый режим может быть выгоден для юрлица, которое работает с самозанятыми. При заключении гражданско-правого договора с физическим лицом юридическое лицо удерживает и уплачивает как налоговый агент НДФЛ и страховые взносы за физлицо.

При работе с самозанятым, юрлицо получает чек, может списать стоимость услуг в расходы и не должно платить никакие взносы (конечно же, у юрлица не должно быть с самозанятым трудового договора параллельно).

Для юрлица это возможность принять расходы к вычету и сэкономить на взносах — 26% на пенсионном страховании и 5,1% на медицинском.

А зачем регистрироваться?

Мотив, который должен побудить самозанятых зарегистрироваться в качестве таковых, по мнению государства, пока только один — «выход из тени». Ни тебе кредитов на бизнес, ни контрактов скрупными (да и мелкими) компаниями.

Да и вообще, как сотрудничать с ИП или юрлицами, ведь велика вероятность, что ФНС сочтёт тако есотрудничество организаций и ИП с самозанятыми как уменьшение налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда работников или уход от трудоустройства и т. п. и будет расставлять новые ловушки.

Для убедительности серьезных намерений депутаты предложили штрафовать незарегистрированных самозанятых на всю сумму дохода. На первый раз — 20%, а вот при повторной провинности — 100% дохода.

За что так, сразу на 100%??? Даже за незаконную предпринимательскую деятельность штрафы меньше. Автор законопроекта, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в этой связи пообещал, что ФНС согласна не применять санкции в первый год эксперимента.

А что с пенсионными взносами?

В пенсионный фонд с этого налога ничего не идет. То есть стаж не считается, пенсионные накопления не растут. Пенсия будет только социальной и на пять лет позже чем у остальных.

Таким образом, взносы в ПФР — пока дело добровольное, но ключевое слово здесь — «ПОКА». Хотясправедливости ради заметим, что все участники «эксперимента» освобождаются от НДС и НДФЛ.

Есть и другая сторона медали

Теперь подумаем, зачем потенциальному самозанятому такие сложности, разве не захочет он получить оплату на руки и спать спокойно? Возможно, впечатлительные особы зарегистрируются, но ведь и этот факт не помешает им получить доход не на карту. А если все же зарегистрируются, то у налоговой появится повод прийти к ним с проверкой. А это обяжет банк обнародовать информацию о всех зачислениях и нужно будет разбираться — где подарок, где помощь, а где оплата за услугу или товар.

После многомесячных обсуждений проект закона №551845-7 о самозанятых гражданах 2018 года принят в третьем чтении 15 ноября 2018 года и подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 27 ноября. Официальное наименование документа – проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Но в народе его уже давно называют – «закон о самозанятых гражданах РФ».

О том, когда вступит в силу закон, а также полный текст документа читайте ниже.

Последние новости

Проект закона о самозанятых 2018 года был внесен в Государственную думу 21 сентября. Подпись под законопроектом №551845-7 поставили сразу несколько депутатов: А.М.Макаров, Н.С.Максимова, В.М.Резник, Л.Я.Симановский, Г.Я.Хор, В.В.Бузилов, З.А.Муцоев, В.С.Скруг, А.Е.Загребин; Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев.

Спустя 3 дня после внесения документ обсуждался на заседании Совета Госдумы, который рекомендовал включить его в повестку осенней сессии парламента. Первое чтение законопроект успешно прошел 25 октября, второе — 13 ноября, третье — 15 ноября. Подробная информация о законопроекте содержится в карточки документа на официальном портале обеспечения законодательной деятельности. Закон подписан Президентом В. Путиным 27 ноября.

Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать с 1 января 2019 года проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – эксперимент) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (далее – субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент).

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также – специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее – налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение «Мой налог»

1. Мобильное приложение «Мой налог» – программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении «Мой налог».

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход
(далее – налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств – членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

5. Граждане Российской Федерации и граждане других
государств – членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 – 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.

16. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица на дату его постановки на учет в качестве налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона постановка на учет такого физического лица аннулируется.

17. При снятии физического лица с учета в качестве налогоплательщика по инициативе налогового органа (аннулировании постановки на учет) налоговый орган уведомляет об этом такое физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией).

18. Обязанность по уплате налога, исчисленного с даты, с которой физическое лицо по инициативе налогового органа снято с учета в качестве налогоплательщика (произведено аннулирование постановки такого лица на учет), прекращается на дату снятия с учета (аннулирования постановки на учет).

19. Лицо считается утратившим право на применение специального налогового режима со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

От оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

9) от деятельности, указанной в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 7 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Статья 7. Порядок признания доходов

1. В целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

3. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие иные специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при переходе на специальный налоговый режим не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Статья 8. Налоговая база

1. Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

3. В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.

4. Налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение «Мой налог» или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки.

5. При наличии оснований полагать, что доступ к информационному обмену при применении налогоплательщиком специального налогового режима имеют неуполномоченные лица, операции по корректировке в сторону уменьшения ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов могут быть ограничены налоговым органом до представления налогоплательщиком лично, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика пояснений с указанием причин такой корректировки. Налогоплательщик также вправе представить подтверждающие документы.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по этому налогу или подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 9. Налоговый период

1. Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.

3. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета.

4. Если постановка на учет и снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществлены в течение календарного месяца, налоговым периодом является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до дня снятия с учета в налоговом органе.

Статья 10. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Статья 11. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок – как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

3. Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

4. Налогоплательщик вправе уполномочить одно из лиц, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи. Уплата налога уполномоченным лицом осуществляется без взимания платы за выполнение таких действий.

5. Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации. Такая информация представляется банком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса налогового органа. В этом случае налоговый орган направляет в банк поручение на списание и перечисление суммы налога, подлежащей уплате по итогам соответствующего налогового периода, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня истечения установленного срока уплаты налога.

6. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статья 12. Налоговый вычет

1. Лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке:

1) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы;

2) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы.

3. В случае, если физическое лицо снято с учета в качестве налогоплательщика, а впоследствии вновь поставлено на учет в качестве налогоплательщика, остаток неиспользованного налогового вычета восстанавливается. Срок использования налогового вычета не ограничен. Налоговый вычет, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, после его использования повторно не предоставляется.

4. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Статья 13. Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Статья 14. Порядок передачи сведений при произведении расчетов

1. При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» устанавливаются порядком использования мобильного приложения «Мой налог».

2. При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать в налоговый орган сведения о произведенных за налоговый период расчетах по каждому расчету с покупателем (заказчиком) или сводные сведения не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты с покупателями (заказчиками), если указанные сведения не переданы посредником в установленном порядке с применением контрольно-кассовой техники. Сведения об указанных в настоящей части расчетах, переданных посредником с применением контрольно-кассовой техники, отражаются налоговым органом в мобильном приложении «Мой налог». При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах у налогоплательщика отсутствует обязанность по передаче покупателю (заказчику) чека по таким операциям.

3. Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

4. Чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе.

5. В электронной форме чек может быть передан следующими способами:

1) путем направления чека покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты, представленные покупателем (заказчиком);

2) путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.

6. В чеке должны быть указаны:

1) наименование документа;

2) дата и время осуществления расчета;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;

4) идентификационный номер налогоплательщика продавца;

5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

7) сумма расчетов;

Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);

9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

10) идентификационный номер налогоплательщика уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе устанавливать дополнительные реквизиты чека и требования к их заполнению.

Статья 15. Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента

1. В целях применения пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, которые перестали быть налогоплательщиками, в том числе в связи с утратой права на применение специального налогового режима, датой начала расчетного периода для определения фиксированного размера страховых взносов будет являться дата утраты права на применение специального налогового режима, а в случае отказа от применения специального налогового
режима – дата снятия с учета в качестве налогоплательщика.

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

2. Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.

5. В случае направления уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется.

6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подать в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход с даты:

1) снятия с учета в качестве налогоплательщика – для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;

2) регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для физических лиц, которые на дату утраты права на применение специального налогового режима не являлись индивидуальными предпринимателями и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

7. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, переходят на специальный налоговый режим с учетом следующих особенностей:

1) суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных до перехода на уплату налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату налога, подлежат вычету в налоговом периоде перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату налога при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям (заказчикам) в связи с переходом налогоплательщика на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога;

2) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не использованным для операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, подлежат восстановлению в налоговом периоде перехода на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога.

8. Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся налогоплательщиками, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

10. Индивидуальные предприниматели, исчисляющие налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации В.Путин