Первое и второе общественное разделение труда: причины, сущность и последствия. Разделение труда и его значение Восточная» модель хозяйственного развития


Второе общественное разделение труда

Различие человека физическое, умственное, духовное. Аксиома № 2

Человек как все живое на Земле в первую очередь делится по половому признаку, и это его первое отличие друг от друга. Но кроме полового различия человеку свойственны и другие. Это различия, основанные уже на других физических, физиологических, природных, социальных и иных причинах.

Например, в первобытном обществе, одни лучше бегали и возможно были загонщиками, другие точнее метали камни или дротики и были основными охотниками, третьи лучше других умели добывать огонь, кто-то лучше других обрабатывал шкуры, кто-то лучше ловил рыбу и т.д.

После первого общественного разделения труда по половому признаку, постепенно началось и второе внутриобщинное разделение труда, уже по умению. Как уже было отмечено, второе разделение труда проходило на основе уровня умелости при выполнении той или иной работы. В процессе развития, например, хорошие бегуны становились загонщиками уже на постоянной основе, умеющие хорошо ловить рыбу - рыбаками и т.д. Внутри рода помимо женско-мужского разделения труда появилось разделение труда, похожее на профессиональное. Одни «специалисты» становились изготовителями орудий труда, и на другие работы уже мало привлекались, охотники стали заниматься преимущественно только охотой. В дальнейшем это разделение труда начало поддерживаться уже при помощи определенного отбора и, пусть примитивной, но уже подготовки. Человек начал накапливать и передавать профессиональный опыт, обучаться, более опытные сородичи передавали свои знания и умения молодым. Внутри общины на постоянной основе появилось разделение обязанностей не только по половому различию, но и в зависимости от умения и подготовленности.

С развитием разделения труда в виде определения каждому своих обязанностей, как постоянных, так и временных при выполнении определенных групповых (коллективных) работ, развивалась и система распределения. Со временем среди собратьев выполнение одних работ, требующих больше способностей и подготовленности, стало цениться больше других. Возможно, это могло отражаться и на увеличении или уменьшении получаемой части от общей добычи, возможно нет.

Как уже отмечалось выше каждый человек, от своего рождения уже различен по отношению к другим по своим физическим и умственным способностям. К этому различию добавляется степень его развития в процессе воспитания, подготовки и дальнейшей жизни. В результате каждый человек в своей трудовой деятельности обладает различной подготовленностью в различных сферах хозяйственной деятельности в соответствии со своими навыками, умениями, опытом, знаниями и т.п. Это различие породило различие в умелости при производстве чего-либо, какого-либо продукта, т.е. каждый человек при производстве чего-либо стал обладать своим, определенным уровнем производительности.

Чтоб понять суть разделения труда, а затем и обмена, необходимо четко уяснить основу современной экономики, это Аксиому № 2.

Аксиома 2. Все люди различны по своим физическим, умственным, духовным и другим способностям и развитию. Это различие проявляется в том, что каждый человек, делая что-либо, выполняет это действие быстрее или медленнее в сравнение с другими людьми, более качественно или менее качественно. То есть, каждый человек в силу своей общей подготовленности в тот или иной момент обладает определенным уровнем индивидуальной производительности труда при производстве определенного продукта или его части.

Второе общественное разделение труда (внутри половое)

Вот на основе этих различий в умении, как уже говорилось, и началось второе общественное разделение труда.

Данное разделение труда, как и предыдущее, принесло возможность дальнейшего роста общественной производительности труда. Принцип экономии затрат аналогичен первому разделению труда. В реальной жизни, конечно, все сложнее и не так ярко выражено, но для простоты понимания, предлагается следующий пример.

Допустим, что три мужика, рыбака из какого-то рода ловят и обрабатывают рыбу. Каждый сам по себе вылавливает и обрабатывает за 1 день по 10 рыбин с учетом изготовления и подготовки орудия лова, нахождения места и их установки, непосредственного лова и обработки добычи. Но у каждого из троих мужчин разное умение при выполнении всех этих трех составляющих рыбной ловли. Пусть оно будет таковым. Мужчина А изготавливает орудие лова за 2 часа, на нахождение места и установку - 4 часа, а на сам лов и обработку улова 4 часа. У мужчины Б затраты распределяются следующим образом: изготовление орудия лова 4 часа, установка – 2 часа, ловля и обработка 4 часа. Мужчина В соответственно тратит 4 часа на изготовление орудия лова, на нахождение места и установку 4 часа и на ловлю с обработкой 10 рыбин 2 часа. Для удобства восприятия составим такую табличку.

Таблица 1.6.

Мужчины

Изготовление орудия лова

Нахождение места и установка

Ловля и обработка улова

Коли-чество

Затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

А

1

2

1

4

10

4

10

Б

1

4

1

2

10

4

10

В

1

4

1

4

10

2

10

Вместе

3

10

3

10

30

10

30

Такова картинка при раздельной охоте мужчин. Но вот, мужики собрались и подумали, «а не заняться ли нам охотой совместно». Исходя из уже имеющегося опыта и умения каждого, они определили, что орудия лова лучше всех из них делает мужчина А, значит, пусть он их и делает на всех. Осуществлять поиск мест и установку орудий лова будет мужчина Б, у него это получается лучше других. А вот заниматься непосредственным ловом рыбы и ее обрабатывать буде мужчина В.

В таком случае, при прочих равных условиях, разумеется, с учетом неизменности умения в части умения каждого отдельного процесса, 3 орудия лова мужчина А изготовит за 6 часов, мужчина Б расставит их за 6 часов, а мужчина В, соответственно, за 6 часов поймает и обработает весь улов 30 рыбин. Представим теперь таблично эту новую ситуацию затрат рыбаков.

Таблица 1.6.б

Мужчины

Изготовление орудий лова

Нахождение места и и установка

Ловля и обработка улова

Общее затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

А

3

6

0

0

0

0

6

Б

0

0

3

6

0

0

6

В

0

0

0

0

30

6

6

Вмести

3

6

3

6

30

6

18

Как видим из таблицы, что в случае такого разделения обязанностей, при аналогичных условиях, каждый из мужчин в итоге экономит по 4 часа, а вместе они для лова 30 рыбин потратили бы на 12 часов меньше, чем при ловле по первому варианту, когда каждый полностью осуществлял весь процесс лова сам по себе.

Кроме того, если каждый из них, после перехода на данный поточный метод ловли, мог бы эту экономию по времени пустить на дополнительное производство, даже того же направления. Если допустить, что в дальнейшем каждый будет также, как и в первом варианте работать по 10 часов, то получится, что мужчина А за 10 часов изготовит 5 орудий лова, мужчина Б это все установит за это же время, а мужчина сможет В в последствии поймать и обработать уже не 30, 50 рыбин. Следовательно, при данном разделении труда и тех же затратах времени мужчины могли бы совместно дополнительно добывать 20 рыбин.

Именно в этом и есть экономический смысл данного, как и многих других, разделения труда, разделения по обязанностям (специализации) на основе лучшего умения что-либо делать внутри группы людей или сообщества.

Разделение труда внутри общины по второму отличительному признаку человека друг от друга, а именно, по умению явилось вторым общественным разделением труда.

Со временем это различие в умении все более увеличивалось, особенно после применения человечеством предварительной подготовки, обучения, передачи определенных навыков, приобретения знаний, опыта. Внутри общин стали выделяться умельцы, то есть профессионалы.

Учет умения, длительности вложенного труда при добывании общей добычи и при ее распределении есть вершина распределительной системы. После достижения в распределительной экономической системе этого момента, являющегося пиком, данная система уже не может развивается, а вынуждена перерастать в иную систему, более совершенную. Как ни крути экономикой, а распределение всегда субъективно. И если к обычному субъективизму добавляется еще и другие причины, например, больше получает тот, кто находится ближе к распределителю (вождю, старейшинам), а не тот кто больше работает и умеет, то такая система начинает рушиться еще быстрее. Всякие распределительные системы порождают такие пороки, как подхалимаж, угодничество, лицемерие, приспособленчество и т.п., а самое главное распределительные системы порождают эксплуатацию человека человеком . Многие человеческие пороки зародились еще в те далекие времена, времена конца стадности, а затем в период родовых общин. И как уже отмечалось, кто считает, что тот период был наиболее справедливым с точки зрения экономических отношений для всех людей, кривит душой, увы, это далеко не так. Борьба за выживание, за лучшее распределение общей добычи толкала людей на все.

1. Разделение труда: виды, типы и формы

2. Товарное производство

3. Товарообмен и товарное обращение

1. Разделение труда – это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

Виды разделения труда:

1. естественное;

2. техническое;

3. общественное.

Естественное разделение труда – есть обособление труда по полу и возрасту. Данное разделение труда потому и называется естественным, что его характер протекает из самой природы человека, из разграничения функций, которые предстоит выполнять каждому из нас в силу своих физических, интеллектуальных и духовных достоинств.

Техническое разделение труда - это такая дифференциация трудовой деятельности людей, которая предопределяется самой природой используемых средств производства, прежде всего технически и технологически.

Например, когда на смену игле пришла швейная машинка, потребовалась иная организация труда, вследствие чего была высвобождена значительная масса людей, занятых этим видом деятельности. В результате они вынуждены были искать другие сферы приложения своего труда. Здесь сама замена ручного инструмента механизмом потребовала изменений в сложившейся системе разделения труда.

Общественное разделение труда – представляет собой естественное и техническое разделение труда, взятые в их взаимодействии и в единстве с экономическими факторами (издержками, ценами, прибылью, способом, предложением, налогами и т.и.), под воздействием которых проходит обособление, дифференциация разнообразных видов трудовой деятельности. Данный вид разделения труда предопределяется социально-экономическими условиями производства. Например, фермер, располагая определёнными земельными участками, занимаются одновременно и растениеводством, и животноводством. Однако, экономические расчёты подсказывают, что если одни из них будут специализироваться в основном на выращивании и приготовлении кормов, а другие займутся только откормом животных, то издержки производства существенно сократятся и у тех, и у других.

Отраслевое разделение труда – определяется условиями производства, характером используемого сырья, технологии, техники и выпускаемого продукта.

Территориальное разделение труда – характеризуется пространственным размещением различных видов трудовой деятельности.

Разновидностями территориального разделения труда являются районное, региональное и международное разделение труда. Ни отраслевое, ни территориальное разделение труда не могут существовать вне друг друга.

Типы разделения труда:

1. общее;

2. частное;

3. единичное.

Общее разделение труда – характеризуется обособлением крупных родов (сфер) деятельности, которые отличаются друг от друга формообразованием продукта.

К нему относятся отделение животноводства от земледелия, ремесла от земледелия, обособление торговли от промышленности.

Частное разделение труда – это процесс обособления отдельных отраслей в рамках крупных родов производства.

К частному разделению труда относятся как отдельные отрасли, так и подотрасли и отдельные производства. Например, можно назвать в рамках промышленности такие отрасли, как машиностроение, металлургия, добывающая, которые в свою очередь включают в себя целый ряд подотраслей.

Единичное разделение труда – характеризует обособление производства отдельных составных компонентов готовых продуктов, а также выделение отдельных технологических операций.

К единичному разделению труда относят подетальное, поузловое и пооперационное разделение труда. Данное разделение труда, как правило, имеет место в рамках отдельных предприятий.

Формы разделения труда:

1. дифференциация;

2. специализация;

3. универсализация;

4. диверсификация.

Дифференциация заключается в процессе обособления, «отпочкования» отдельных производств, обусловленных спецификой используемых средств производства, технологии и туда. Иными словами, это процесс расчленения общественного производства на все новые виды деятельности.

Например, раньше товаропроизводитель занимался не только производством каких-либо благ, но и их реализацией. Теперь он сосредоточил всё своё внимание на производстве благ, тогда как их реализацией занимается другой, совершенно независимый хозяйственный субъект.

Специализация имеет в своей основе дифференциацию, но развивается она уже на основе сосредоточения усилий на узком круге выпускаемых продуктов.

Например, товаропроизводитель выпускал различные виды мебели, но в дальнейшем решил сконцентрировать усилия на выпуске только спальных гарнитуров, производитель не отказался от выпуска мебели, но реорганизует производство на основе замены универсальных орудий труда на специализированные.

Универсализация представляет собой антипод специализации. Она базируется па выпуске или реализации широкой гаммы товаров и услуг.

Примером может служить производство всех типов и видов мебели и даже выпуск кухонной утвари, столовых приборов на одном предприятии.

Диверсификация – под данной формой разделения труда следует понимать расширение номенклатуры выпускаемой продукции.

Это достигается двумя путями:

1-ый –рыночная диверсификация – для неё характерно расширение гаммы выпускаемых товаров, которые уже производят другими предприятиями.

2-ой путь – производственная диверсификация, которая непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, с появлением качественно новых товаров и технологий. В рамках производственной диверсификации следует различать: технологическую, подетальную и продуктовую диверсификации.

2. Товарное производство и рыночные отношения.

Ограничившись характеристикой разделения труда, обратимся к товарному производству. Любое обособление той или иной трудовой деятельности обуславливает отказ от выполнения других видов или трудовых функций. Но, человеку необходима вся гамма благ для удовлетворения своих потребностей. Причем эти потребности постоянно возрастаю, изменяются и расширяются.

Следовательно, чтобы удовлетворить свои потребности хотя бы в одном продукте, от производства которого отказался тот или иной хозяйственный субъект, необходимо вступить в отношения обмена с другими хозяйственными субъектами, которые производят данный продукт. Вступая в отношения обмена, каждый товаропроизводитель, получая от своего контрагента какое-то благо, взамен вынужден уступать, отдавать другие блага. Происходит товарообмен. Таким образом, товарное производство –это такая общественная форма производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для удовлетворения потребностей других посредством обмена, купли-продажи на рынке.

Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена с целью удовлетворения общественных потребностей, т.е. потребностей не самого товаропроизводителя, а любого члена общества.

Любой товар обладает меновой стоимостью, или способностью обмениваться в определённой пропорции на другие блага. Однако все блага вступают в обмен лишь потому, что могут удовлетворить ту или иную потребность.

3. Товарообмен и товарное обращение

Первоначально люди вступали в простой товарный обмен , или такие отношения обмена, при которых продажа и купля товара совпадали во времени и происходили без участия денег. Форма такого товарного обмена имеет вид: Т (товар) – Т (товар). В результате развития обмена открывались всё новые возможности для обособления видов деятельности, ибо возрастала гарантия получения недостающих благ или продуктов, от производства которых товаропроизводитель сознательно отказывался. Таким образом товарный обмен был заменён товарным обращением, в основе которого находятся деньги– это всеобщее покупательное средство, обладающее способностью обмениваться на любой товар. С возникновением денег обмен разделился на два противоположных и дополняющих друг друга акта: продажу и куплю. Это создало условия, позволяющие включиться в обмен посреднику. В результате произошло новое крупное разделение труда – выделение торговли в особый крупный род хозяйственной деятельности. Таким образом, товарное обращение – это отношения обмена, которые опосредуются денежным эквивалентом, которое имеет форму: Т (товар) – Д (деньги) – Т (товар).

⚡ Разделение труда ⚡ представляет собой обособление различных видов трудовой деятельности. Начало этому процессу положило естественное разделение труда по полу и возрасту, которое по­лучило развитие в домашнем хозяйстве. За пределами этого хо­зяйства стало расти общественное разделение труда. Современ­ная система включает следующие виды такого разделения труда:

  1. Индивидуальная специализация - сосредоточение деятель­ности человека на каком-то особом занятии, овладение опреде­ленной профессией, специальностью.
  2. Разделение труда на предприятии (выделение в трудовом коллективе разных видов работ, операций).
  3. Обособление созидательной деятельности в масштабах от­расли, вида производства (например, электроэнергетика, добыча нефти, автомобилестроение и т.п.).
  4. Разделение национального производства на крупные роды (промышленность, сельское хозяйство и др.).
  5. Территориальное разделение труда внутри страны (при спе­циализации производства каких-то продуктов в разных экономи­ческих районах).
  6. Международное разделение труда (специализация производ­ства отдельных стран на определенных видах изделий, которыми эти страны обмениваются).

Непрерывное развитие разделения труда объективно обуслов­лено прогрессом техники и человеческого фактора производства, а также условиями совершенствования сложной кооперации тру­да. Эти условия проявились уже при переходе от простой коопе­рации труда ремесленников на капиталистическом предприятии к мануфактуре - объединению труда работников, выполняющих раздельно множество мелких операций.

Естественно, что последующий переход от мануфактуры, ос­нованной на ручном труде, к индустриальному производству мно­гократно повысил эффективность разделения труда.

Итак, специализация созидательной деятельности служит важ­нейшим средством повышения производительности труда (уве­личения выработки людей). Это является следствием того, что:

  • во-первых, специализация работников умножает умелость, пред­полагает приобретение ими более совершенных знаний и навы­ков
  • во-вторых, ею обеспечивается экономия рабочего времени, поскольку, сосредоточивая усилия, человек перестает переходить от одного занятия к другому
  • в-третьих, специализация дает тол­чок к изобретению и применению машинной техники, что делает производство массовым и высокоэффективным

Большое значение имеет подготовка в средних профессиональ­ных и высших учебных заведениях специалистов по различным отраслям научной, технической и хозяйственной деятельности.

Современные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, принятые в нашей стране в 2000 г., предусматривают изучение студентами:

  1. об­щих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (оте­чественная история, культурология, политология, философия, экономика и др.)
  2. общих математических и естественнонауч­ных дисциплин
  3. общепрофессиональных дисциплин
  4. дис­циплин специализации

Таким образом, все студенты получают широкую профессиональную подготовку в сочетании с узкой спе­циализацией, что повышает качество подготовки профессионалов и их востребованность для практической деятельности.

Строго говоря, разделение труда в человеческих обществах можно было обнаружить всегда. Ведь люди никогда не существовали по одиночке, и случаи появления общества и хозяйства, состоящего из одного человека (типа хозяйства Робинзона Крузо), являлись достаточно редким исключением. Люди всегда жили как минимум семьей или племенем.

Но развитие разделения труда в хозяйстве любого общества проходит несколько последовательных стадий от примитивного состояния до чрезвычайно сложной схемы распределения обязанностей. Схематически можно представить эту эволюцию следующим образом.

Первая стадия. Это естественное разделение труда внутри первобытного общества. В таком обществе всегда наблюдалось некоторое распределение обязанностей, определявшееся отчасти природой каждого человека, отчасти обычаями, а отчасти известной вам экономией от масштаба. Как правило, мужчины занимались охотой и войной, а женщины следили за очагом и нянчили детей. Кроме этого, практически в любом племени можно было обнаружить такие "профессии", как вождь и жрец (шаман, колдун и т. д.).

Вторая стадия. По мере роста численности членов общества, потребность в каждом благе увеличивается и появляется возможность концентрации отдельных людей на производстве отдельных благ. Поэтому в обществах появляются различные профессии (ремесленники, земледельцы, скотоводы и т. д.).

Начинается процесс выделения профессий, конечно же, с производства орудий труда. Даже в каменном веке (!) существовали мастера, занимавшиеся обтесыванием и шлифовкой каменных орудий. С открытием железа появляется одна из самых распространенных в прошлом профессий кузнец .

Характерной особенностью этого этапа является то, что производитель изготовляет все (или почти все) возможные изделия, связанные с его профессией (как правило, это обработка какого-то вида сырья). Например, кузнец делает все от гвоздей и подков до плугов и мечей, столяр делает все от табуреток до шкафов и т.д.

На этой стадии разделения труда часть членов семьи ремесленника или даже вся семья помогает ему в производстве, выполняя те или иные операции. Например, кузнецу или столяру могут помогать сыновья и братья, а ткачу или булочнику = жена и дочери.

Третья стадия. С увеличением численности населения и соответственно размера спроса на отдельные продукты ремесленники начинают концентрироваться на производстве какого-либо одного блага. Одни кузнецы делают подковы, другие только ножи и ножницы, третьи только гвозди разных размеров, четвертые только оружие и т.д.

В Древней Руси, например, существовали следующие названия мастеров по дереву: древоделы, кораблетворящие, мостники, древяные, здатели, городники (укрепление городов), порочные (производство стенобитных орудий), лучницы, крестечные, бочкари, санники, колесники и т.д.

Важным фактором, влияющим на производительность труда, является кооперация труда. Чем более глубоким является разделение труда и более узкой становится специализация производства, тем в большей степени производители становятся взаимозависимыми, тем больше необходимы согласованность и координация действий между различными производствами. Чтобы действовать в условиях взаимозависимости, необходима кооперация труда, как в условиях предприятия, так и в условиях всего общества.

Кооперация труда – форма организации труда, выполнения работ, основанная на совместном участии в едином трудовом процессе значительного числа работников, выполняющих разные операции этого процесса.

Форма организации общественного труда, при которой большое число людей совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между, собой трудовых процессах. Наряду с разделением труда кооперация труда является фундаментальным фактором роста производительности и эффективности во всех сферах профессиональной деятельности.

Кооперация труда - это единство, согласованность совместных действий производителей, различных производств и отраслей экономики.

Кооперация труда позволяет избежать множества ошибок, например дублирования производства, перепроизводства. С другой стороны, согласованность и координация действий, объединение множества усилий позволяет сделать то, что не под силу одному производителю или одному предприятию. В случае простой кооперации труда, которая имеет место, например, при строительстве домов, гидростанций, полезный эффект кооперации очевиден. Кооперация труда имеет место во всех сферах экономической деятельности, она принимает самые разнообразные формы.

Мировой опыт показывает, что кооперация труда и производства - объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономическим строем. В кооперации производства объединяются и материализуются передовые идеи, достижения в отраслях фундаментальной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), производственных, конструкторских, управленческих и информационных технологиях.

Кооперация в современном мире становится воспроизводственной базой социально-экономического и научно-технического прогресса стран мира, сердцевиной мирохозяйственных процессов, региональной экономической интеграции, транснационализации (производства, НИОКР, информационно-финансовой сферы и т.п.), международного промышленного сотрудничества, глобализации мировой экономики. Эта форма взаимодействия стала ускорителем структурной перестройки промышленности, ее отраслевых и межведомственных комплексов на новой технологической основе, в том числе на основе широкого применения электронных и информационных технологий.

Международная специализация и кооперация производства соответствует высокому уровню развития производительных сил и выступает в качестве одной из объективных важнейших предпосылок дальнейшего развития интернационализации хозяйственной жизни, усиления взаимосвязи национальных хозяйств. Сейчас на внешнем рынке циркулируют сотни тысяч полуфабрикатов, аналоги которых еще полтора-два десятилетия назад обращались только на внутрифирменном уровне.

Именно разделение труда вызвало отделение друг от друга различных профессий и занятий, что способствовало в первую очередь увеличению производительности и чем выше ступень промышленного развития страны, тем дальше идет такое разделение. То, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, то в более развитом - выполняется несколькими. Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного предмета всегда распределяется между большим количеством людей.

Разделение труда, выступая в различных видах и формах своего проявления, является определяющей предпосылкой развития товарного производства и рыночных отношений, т. к. концентрация трудовых усилий на производстве узкого круга продукции или на отдельных ее видах вынуждает товаропроизводителей вступать в отношения обмена с целью получения недостающих им благ. -

Разделение труда: понятие и общие характеристики. 1

Степень разделения труда- 2

Виды разделения труда. 3

Формы проявления разделение труда. 4

А. Смит о разделении труда. 4

Из истории разделения труда- 5

Кооперация труда. 6

Консолидации общества в племенные ассоциации в значительной степени способствовали и изменившиеся природно-климатические ус­ловия. В природе тоже шли свои эволюционные процессы. Исчезнове­ние к концу верхнего палеолита крупных животных вызвало расфор­мирование больших родовых охотничьих коллективов на небольшие семейные производственные группы, которые отличались кочевым об­разом жизни, мигрируя вместе со стадами мелких животных. Это об­стоятельство, с одной стороны, вело к ослаблению родовых связей, а с другой – к объединению в составе одной общины людей из различных родов, кочующих по соседству.

Колебание климатических условий, усиленное высокоэффектив­ной, но хищнической охоты на животных, привело к такому уменьше­нию их общей биомассы, что создалась угроза их воспроизводству. Люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет расти­тельной пищи. Этому способствовала возросшая плотность населения, при которой общины уже не могли свободно кочевать, не вступая в конфликты друг с другом. Многие племена стали заниматься преиму­щественно земледелием.

Кроме того, люди стали замечать, что в некоторых регионах гораздо выгоднее разводить, одомашнивать животных, нежели охотиться на них. Скотоводство позволяло иметь не только постоянный, изобиль­ный и достаточно надежный источник питания (так как охота не всегда была удачной), но и давало дополнительные блага – молоко, шерсть и т.д.

Глобальное значение для развития земледелия и скотоводства по­лучила и широко практиковавшаяся в неолите вырубка лесов, повлек­шая эрозию почв и расширение ареалов степей, способных служить пастбищами для животных и объектами земледелия

Так произошло первое крупное общественное разделение труда . Люди стали специализироваться на выполнении различных видов об­щественно-полезной деятельности. Совершился революционный пере­ход от присваивающе-потребительской экономики к экономике про­изводящей, что коренным образом изменило всю систему социаль­ных отношений первобытного общества.

Специализация общественно необходимого труда сопровождалась совершенствованием орудий труда, их разнообразием. Ремесло вырос­ло в самостоятельную отрасль производства, составив содержание второго крупного общественного разделения труда.

Занятие скотоводством, земледелием и ремеслом требовало от ин­дивидов обмена результатами своего труда. Если раньше охотники и собиратели плодов обменивались сырьем и пищей лишь эпизодически, время от времени, то население неолита вынуждено было обмениваться и пищевыми, и ремесленными изделиями систематически. Процесс об­мена представлял целую отрасль общественно полезной деятельности, это было третье крупное разделение труда , которым занималась весьма значительная часть населения – купцы.